Джон Гримек

Легенды бодибилдинга


Джон Гримек


John Grimek родился 17 июня 1910 года
Умер 20 ноября 1998 года в возрасте 88 лет

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ЧЕМПИОНА




В Йорке, штат Пенсильвания, пару десятилетий тому назад, был создан Музей штанги и Зал славы (Barbell Museum and Hall of Fame), где выставлены мраморные скульптуры тех, кого считают самыми знаменитыми людьми в мире отягощений. Из культуристов чести быть помещенными туда удостоились немногие. Первым туда была помещена скульптура Юджина Сэндоу. В ноябре 1985 года - заметьте, не посмертно - там была выставлена скульптура Джона Гримека (она стоит рядом со статуей Юджина Сэндоу, как бы олицетворяя преемственность дела этого великого человека). Кроме них, в зале имеются скульптурные изображения Стива Ривза, Арнольда Шварценеггера, Билла Перла, Лэрри Скотта, Лу Ферриньо и Джорджа Эйфермана.

К прискорбию всех любителей и знатоков бодибилдинга, недавно Джон Гримек ушел в иной мир на 88 году жизни. Меня это событие опечалило еще и потому, что в один из периодов моей жизни я вел переписку с этим человеком и составил о нем личное впечатление. Конечно, сейчас не время делиться воспоминаниями. Лучше рассказать об основных этапах его жизни и о воспоминаниях тех, кто лучше знал его или больше с ним общался.

Джон Гримек родился в Перт Амбой, штат Нью Джерси, 17 июня 1919 года. Джон Кэролл Гримек имел славянские корни (Ян Карл Зимек - так по чешски звучало его имя). Он еще в раннем подростковом возрасте принялся за силовые упражнения по совету своего старшего брата, Джорджа, ученика Эрла Лейдермана, предшественника Боба Хоффмана. Гримек был не только культуристом, но и отличным тяжелоатлетом. К 1930 году он стал чемпионом-штангистом, представляющим США на Олимпийских играх 1936 года. В 1938 году он показывал в жиме стоя результат лучше официального рекорда мира в полутяжелом весе - 118 кг (официальный результат принадлежал в то время египтянину Зейни - 114 килограммов).

Сложение Гримека отличалось необыкновенной красотой и симметричностью. Поэтому, когда состоялся первый конкурс на титул чемпиона США по культуризму (25 апреля 1940 года), то в нем без труда победил Джон Гримек, который повторил свой успех и в следующем году (26.05.1941 г.). Затем наступил четырехлетний перерыв в розыгрыше конкурсов на первенство США, вызванный военным временем. Только лишь 4 мая 1946 года в Соединенных Штатах организовали очередной конкурс на титул мужчины с лучшими мышцами («Most Muscular Physique»). И в этот раз первое место выиграл Джон Гримек. Это был без преувеличения культурист высокого класса и превосходный пропагандист этого вида упражнений.

Международные соревнования по бодибилдингу в те времена проводила только британская NABBA, и в 1948 году Джон Гримек поехал в Лондон, чтобы помериться силами с лучшими в мире. Его антропометрия на NABBA Mr. Universe была такой: рост 176 см, вес 92 кг, грудная клетка 125 см, шея 44 см, талия 75 см, бицепсы 46 см, бедра 64,5 см, икроножные 45 см. Интересно, что при этом он обладал феноменальной силой - за сценой свидетели с изумлением наблюдали, как он разминал руки сгибаниями со штангой весом 87,5 кг почти без «читинга»! В возрасте 38 лет он без труда обыграл находящегося в прекрасной форме 21-летнего «Геракла» Стива Ривза и французского «Аполлона» Андрэ Драппа.
«Джон Гримек - особенный чемпион»,- писал мне Айвэн Данбэр, председатель судейской коллегии и Международный Президент НАББА. «Подростком, помешанным на спорте, я поехал в Лондон, чтобы посмотреть Олимпийские игры, и уже на месте обнаружил, что здесь же будет проводиться конкурс «Мистер Юниверс». Я попал туда и стал свидетелем того, как Джон Гримек выиграл первый «Юниверс», разыгранный НАББА. Это было незабываемым впечатлением.

Тем вечером Гримек весил не более 190 фунтов (84 кг) - это его самый легкий соревновательный вес, результат двух дней диеты, состоящей из чая и ячменных лепешек. И все же, даже при заметно пониженном весе, Гримек располагал таким объемом и плотностью мышц, что смотрелся мощнее, чем его соперники, весящие на 20 фунтов (9 кг) больше».

На 1949 Mr. USA он весил уже около 100 кг, но талия его была удивительно тонкой - она никогда не была больше 76-77 см. В тот год Гримек съездил в Калифорнию и победил лучших представителей тогдашних «сливок американского бодибилдинга» - Клэнси Росса, Стива Ривза, Алана Стифена, Джорджа Эйфермана, Арманда Танни и Флойда Пэйджа. То были дни особой моды на развитые пекторальные мышцы. И немало бодибилдеров Запада, особенно Росс и Эйферман, демонстрировали уникальную толщину пекторального развития. Но проницательный Гримек поднял вес тела и сравнялся с самыми лучшими и по этой части.




Культуристическая карьера Гримека продолжалась примерно десять лет (до 1949 года). За всю свою многолетнюю карьеру он ни разу (представьте себе - ни разу, и в этом - еще один аспект его уникальности и неповторимости) не был побежден!
Он отошел от культуристических соревнований и показательных выступлений с силовыми трюками в 1954 году, однако внес так много в этот спорт, что многие считают его «крестным отцом» современного бодибилдинга. После этого он много лет трудился в York Barbell Company (владельцем ее, равно как и журнала Muscular Development, был отец американской тяжелой атлетики Боб Хоффман). Именно Гримек для Боба Хоффмана основал журнал, а с 1963 по 1985 год Гримек был главным редактором этого журнала. То есть более 50 лет Гримек с завидным постоянством трудился на благо бодибилдинга и силового тренинга. После кончины Боба Хоффмана Джон Гримек и Джон Терпак (его старый друг и чемпион-тяжелоатлет) входили в руководство компании York Barbell. До конца своих дней Гримек писал великолепные методические статьи, вел рубрику вопросов и ответов в нескольких культуристических журналах. На его мудрости воспитаны несколько поколений культуристов.

Одним из тех, кто знал близко этого человека, общался с ним и писал о нем, является Джордж Тернер - еще один великий из плеяды довоенных бодибилдеров, неизменный обожатель Гримека.

«Джон Гримек был величайшим бодибилдером всех времен»,- говорит Тернер - силач, культурист, писатель. «Он на 20 лет опережал свое время не только типом сложения, которое он развил, но и своим позированием и тренировочными концепциями. Он мог делать такие вещи в смысле силы, мышечного контроля, гибкости и позирования, которые никто в бодибилдинге делать не способен. У меня не возникает мыслей о том, кто наилучший. Гримек был и остается этим человеком».

Джон Гримек первым показал всем серьезным бодибилдерам, какого сложения может добиться в смысле мышечного развития и силы обыкновенный смертный человек путем тренинга с отягощениями. Ранее многие культуристические журналы вели рубрику «Рейтинг лучших культуристов всех времен». Так вот, несмотря на смену чемпионов, концепций и моды, Джон Гримек вплоть до начала 80-х годов неизменно входил в десятку лучших, а в отдельные годы становился культуристом № 1, опережая Лэрри Скотта, Арнольда Шварценеггера, Серджио Оливу и других великих.

Гримек был первым из тех великолепных чемпионов НАББА, на кого равняются. Эти люди оставили в наследие высокий стандарт не только сложения, но и стремления к самосовершенствованию, чтобы новые поколения, вдохновленные их примером, продолжили их начинания, как линию крови. Они посеяли зерна, всходы которых мы в восхищении созерцаем сегодня.

Семья Гримека - шесть детей, 12 внуков и один правнук - потеряла близкого человека. Мир бодибилдинга потерял непобежденного чемпиона, но нам в наследство остались его опыт и методическая мудрость. Наша ему глубочайшая благодарность и вечная ему память!

Когда Джон Гримек вышел на калифорнийский пляж в 1940г, большинство загорающих не могли поверить своим глазам. Особенно удивлен был Эрл Лейдерман, писатель, увлекавшийся в прошлом культуризмом. «Когда я впервые увидел его на пляже в Санта-Монике, - позднее писал Лейдерман, - должен признаться, мои глаза широко раскрылись от удивления, поскольку столь совершенное, мускулистое тело мне приходилось видеть не часто».





За всю историю бодибилдинга немногим прославленным атлетам удалось изменить направление этого вида спорта. В начале века это сделал Юджин Сэндоу, в 50-е годы все строящие мышцы атлеты стремились походить на Стива Ривза, а кумиром современных культуристов стал Арнольд Шварценеггер. В 1940г благодаря Джону Гримеку крайне изменился тот стереотип мускулистого тела, к которому все стремились. Такого телосложения не видел еще никто. На смену плотному, мускулистому телу, являвшемуся идеалом прошлого поколения, пришел представленный им массивный образ. С тех пор все культуристы стремились походить на Гримека.

Джон Кэролл Гримек родился в Перт Амбой, штат Нью-Джерси, 17 июня 1910г. Это ирония судьбы, но он, возможно, никогда не начал бы тренироваться с отягощениями, если бы не его старший брат. Когда Джон был подростком, его брат Джордж начал интересоваться физической культурой. Он покупал практически любое оборудование, реклама которого печаталась на обложках журналов STRENGTH PHYSICAL CULTURE. Но в результате вовсе не Джордж, а его младший брат использовал все это оборудование. У Джона, как сказал в 1952г один из его знакомых, было «огромное желание построить великолепное тело, и у него был для этого великолепный фундамент».

До 1929г Джон рассылал свои фотографии в культуристические журналы. Будучи опубликованными, они произвели настоящую сенсацию. Это были снимки, сделанные на природе, на фоне типичного пейзажа Нью-Джерси - сосны и скалы. Но наибольшее внимание привлекло его динамичное позирование. На многих фотографиях Джон изображен в набедренной повязке и с головным убором американского индейца и демонстрирует мускулы, имитируя метание копья, стрельбу из лука и т.п. Должно быть, у тех, кто видел эти фотографии, не оставалось сомнения в том, что изображенный на них юноша обладает массивным телом и необычайным талантом демонстрировать его.

Марк Берри - редактор журнала STRENGTH и тренер по тяжелой атлетике -заинтересовался Гримеком и помог ему как в развитии мускулатуры, так и в создании репутации. Общаясь с Берри, Джон максимально использовал его знания и тренировочные советы.

Вскоре этот мускулистый юноша позировал для рекламы курса тренировок для штангистов MILO, созданного Берри. Парню было немногим за 20, а Берри использовал его для опробования своих лучших идей. Одна из них гласила, что, если атлет набрал огромную массу и затем тренируется, чтобы ее уменьшить, то это улучшит телосложение. Перед тем, как начать тренироваться, Гримек весил около 120 фунтов (54 кг), но под руководством Берри он достиг 250 фунтов (113 кг). Как ни странно звучит эта теория, но, кажется, совет специалиста, действительно сработал.

Годы шли один за другим, вместе с ними развивалось телосложение Джона. К сожалению, в то время у культуристов было ограниченное количество возможностей демонстрировать свои мышцы, поэтому Гримек переключился на другие виды деятельности. Америка только начала укреплять свои позиции в мировой тяжелой атлетике, и он начал одерживать внушительные победы в этой области. У него был самый высокий общий результат в сборной Соединенных Штатов. Благодаря недюжинной силе Гримека ему очень хорошо удавались медленные подъемы, но жимы он выполнял особенно хорошо. В 1936г он стал чемпионом США по тяжелой атлетике в тяжелой весовой категории и был включен в Олимпийскую сборную.

Хотя он бы мог добиться лучших результатов, выступая в средней весовой категории, Гримек все же участвовал в проходивших в Германии Играх в качестве тяжеловеса. Он был самым легким из атлетов его класса, и его «обогнали» почти все. Из 13-ти он стал 9-м.

Вернувшись из Европы, Джон снова начал набирать массу. Он увеличил количество жестких мышц с 193 фунтов (87,5 кг) до 230 фунтов (104 кг). Вероятно, такое достижение в наборе массы свидетельствовало о влиянии Марка Берри, тренера по тяжелой атлетике. Какова бы ни была причина, Гримек был, как сказал один из знавших его людей в то время «крепкий, как кирпичная стена».





В 1938г Джон сменил местожительство и тренеров, переехав в Йорк, Пенсильвания, для того, чтобы тренироваться в Клубе штангистов Боба Хоффмана. В то время он старался тренироваться как можно больше и интенсивней. Он принимал участие в соревнованиях по тяжелой атлетике, проходящих в разных уголках страны, но ни в одном из них ему не удавалось одержать победу.

Где-то в 1939г тренинг Гримека начал менять направление. Он стал использовать больше культуристических упражнений и открыл для себя, что ему больше нравилось построение мышц, чем тяжелая атлетика. В то время культуристические конкурсы проводились после соревнований по тяжелой атлетике, и Джона всегда просили продемонстрировать свое телосложение и программу позирования. Постепенно он начал уделять бодибилдингу все больше времени. Он жил недалеко от Йорка, много тренировался и занимался совершенствованием грациозности позирования.

Жесткость и великолепная симметричность мышц Гримека были довольно внушительными, но его внешность была примечательна не только этим. Далеко не один комментатор отмечал его здоровый цвет кожи. Хэрри Паскаль из журнала STRENGTH & HEALTH называл Гримека «пылающим огнем» благодаря его отличному здоровью.

В 1939г впервые был проведен конкурс Мистер Америка, и на следующий год Гримек решил попытать удачу. Официально он участвовал только в выступлениях тяжелоатлетов, предшествующих конкурсу «Мистер Америка» 1940 года. Но в связи с тем, что он не попал в весовую категорию до 181 фунта (82 кг) - его вес слегка превышал эту границу - ему было позволено принять участие в культуристической части соревнований. Хотя его фотографии регулярно появлялись в журналах по бодибилдингу, он никогда не демонстрировал свою внешность перед большой аудиторией. Тем не менее, Гримек выступил на предварительном судействе, где получил награду за лучшие руки. Но это была только «закуска», а «горячее блюдо» еще ждало его впереди.

Дворец спорта Мэдисон Сквеар Гарден в Нью-Йорке был заполнен зрителями, пришедшими посмотреть конкурс на звание самого мускулистого мужчины в Америке. Среди судей были издатели Бернарр Макфадден и Боб Хоффман, Зиг Клейн и другие выдающиеся специалисты.

Когда Джон взошел на помост в тот вечер 25 мая 1940г, даже он сам был удивлен произведенным им эффектом. «Многие из судей, которые до этого не видели Д.К.Г., - писал один из удивленных свидетелей, - терли глаза; они никогда еще не видели такой грациозности, такой развитой мускулатуры, такого величия». Должно быть, всем стало понятно, что в атлетизме появилась новая сила, и решение судей было заранее предрешено. Когда шоу завершилось, у американцев был новый Мистер Америка, а у Джона Гримека - новое место в спортивном пантеоне.

Как только довольная толпа покинула дворец спорта, Гримек получил множество предложений, включая роли в кинематографе и на сцене. Он даже предполагал организовать мужскую танцевальную группу, которая будет прославлять «супермускулистое телосложение». Зиг Клейн был уверен, что Гримек, будучи Мистером Америка, может в то же время стать звездой театра и кино. Если культурист будет участвовать в театральных представлениях и сниматься в кино, то вполне естественно, что это будет способствовать популяризации физической культуры. Если бы Джон позволил, чтобы им руководили, говорил Клейн, «он мог бы стать таким знаменитым, как Сэндоу». Однако, у Гримека были иные планы. Он решил остаться в Йорке и довести свое тело до невиданного ранее совершенства.

Через год после одержания им первой победы Гримек снова стал первым на конкурсе «Мистер Америка». Его тело было настолько огромным, что он казался непобедимым, и он продолжал бы одерживать победу за победой. Но руководство Любительского Атлетического Союза США (AAU) решило изменить правила игры. Начиная с 1941 года можно было лишь однажды стать Мистером Америка. Получив этот титул, человек должен был прекратить участие в конкурсе.

В то время это стало препятствием не только для Гримека. Будучи главным редактором журнала STRENGTH & HEALTH он весь погрузился в работу. Работая в литейной в Йорке, он сильно повредил глаз. Он только недавно женился, и вынужден был работать, чтобы обеспечивать семью. Но Вторая мировая война приостановила проведение большинства атлетических конкурсов. На протяжении всего военного времени Джону приходилось тренироваться, чтобы наилучшим образом сохранить мышцы.

Наконец, в 1947 году было запланировано провести Чемпионат по тяжелой атлетике в Филадельфии. Поскольку многие из величайших силачей мира будут присутствовать там, организаторы решили, что будет совсем неплохо после чемпионата провести конкурс по бодибилдингу. Они решили назвать его «Мистер Юниверс».

Это невероятно, но Джону не позволили принять участие. За несколько недель до конкурса ему сообщили, что он исключен из AAU, поскольку он стал «профессионалом». Хотя Джон и считал это несправедливым, но все же он остался в стороне, притворяясь, что это его нисколько не затронуло. Лавры достались другу Джона - Стиву Стэнко.

В следующем 1948 году в столице Англии Лондоне проходили Олимпийские Игры. Британский журнал HEALTH & STRENGTH решил провести второй конкурс «Мистер Юниверс», в котором смогут принять участие и профессионалы. Гримек получил возможность соревноваться с лучшими культуристами мира. Но его главного соперника - американца Стива Ривза - победить будет нелегко.




Но удача отвернулась от Джона - у него возникли кое-какие семейные проблемы, и он был вынужден остаться дома, в то время, как остальные американцы отправились на корабле в Европу. Но в последний момент он все же решил участвовать. На самолете он перелетел Атлантический океан и прибыл буквально в последний момент, так что у него почти не осталось времени на подготовку. Таким драматичным был его приезд.

Американский культурист не был уверен в том, как его примут в Англии. Он слышал, что британская аудитория предпочитает более стройные тела с ярко выраженными мышцами пресса. Трудно было предугадать, какова будет их реакция на огромное, мускулистое тело Гримека, поскольку они никогда не видели ничего подобного.

В Англии его ждали и другие непредвиденные проблемы. Перед отъездом на соревнования он весил 200 фунтов (91 кг). С помощью жесткой диеты и тяжелой работы ему удалось к соревнованиям снизить вес до 195 фунтов (88 кг). Привыкший к американскому изобилию, он забыл о том, что Британия переживала послевоенную нехватку продуктов питания, и было трудно достать необходимые продукты. Уже через несколько дней пребывания в Лондоне Гримек обнаружил, что его вес начал падать. «С каждым днем мои бедренные кости все сильнее выдавались наружу», - жаловался он позднее. «Средняя секция живота стала тоньше. Я боялся полностью втянуть живот из страха, что брюшная стенка прилипнет к позвоночнику». Его масса стремительно уменьшалась, дойдя до размеров, более соответствующих европейскому идеалу.

Джону не стоило волноваться о том, как его примет британская публика. Когда он вышел 13 августа на сцену Scala Theatre и начал выполнять позы, тысячи зрителей, собравшихся со всего мира, вскочив со своих мест, начали скандировать. Как объяснил один из организаторов конкурса, «в течение многих лет Джон Гримек был символом и вдохновителем». Поэтому вовсе не удивительно, что публика испытывала такой восторг.

Те, кто скандировал до хрипоты, по словам очевидцев, сами не были «новичками в железном спорте». Толпа наградила Джона такими грандиозными овациями в основном потому, что «они оценили его вдохновенный труд на протяжении последних 15 лет, и вне зависимости от того, победит он или проиграет, они хотели, чтобы он знал об их чувствах к нему».

После предварительного судейства возбужденной толпе были объявлены имена трех финалистов. Американцам Стиву Ривзу, Джону Гримеку и французу Андрэ Драппу было выделено по три минуты на свободное позирование. Когда наступил черед Джона, он был готов подарить своим поклонникам незабываемое шоу. Он ошеломил их потрясающими позами, контролем мышц и гимнастическими упражнениями, включающими шпагат, стойку на руках и сальто. Гримеку удалось затмить всех и выиграть главный трофей, заняв первое место. Когда это было объявлено, возгласы толпы стали оглушающими.

Именно тогда Стив Ривз пробрался к микрофону и подал знак, возвещающий о том, что он будет говорить. Толпа замолчала, когда Ривз произнес эти простые слова. «Я считаю, что Джон Гримек - величайший культурист из всех когда-либо живших на этом свете!» Те возгласы одобрения, которые вызвало это заявление, доказали, что публика согласна с ним.

Через некоторое время после того, как толпа аплодировала ему, Джон Гримек объявил о своем уходе из соревновательного спорта. В конце концов, ему уже около 40, и эта цепочка побед не может продолжаться вечно. Лучше уйти в зените славы, чем побежденным. Однако, он не принял в расчет остроту политики в мире бодибилдинга. Между издателями Джо Вейдером и Бобом Хоффманом шла непримиримая вражда. У каждого были свои чемпионы и фавориты, и их сторонники стали настоящими «солдатами» в словесной баталии, происходившей на страницах соперничавших журналов.

В 1949 году в Калифорнии планировалось провести конкурс на звание Мистер США. Он должен был собрать знаменитых атлетов со всей страны, и накал эмоций между двумя противодействующими силами еще увеличился. Будучи представителем лагеря Хоффмана, Джон тоже был втянут в эту вражду, вызыванную конкурсом. Джон согласился на участие в конкурсе с неохотой. «Я хочу, - говорил он, - стряхнуть нафталин с тяжелоатлетического костюма и хорошенько подготовиться!»

На этот раз борьба была более тяжелой, чем тогда в Лондоне, но удача была опять на его стороне. Несмотря на сильное выступление Стива Ривза, Джорджа Эйфермана и, особенно, Клэнси Росса, Гримек был провозглашен победителем. Это была сладкая победа с привкусом горечи, поскольку он сдержал свое обещание прекратить соревновательную деятельность.

В 50-е - начало 60-х Джон занимался редакторской работой в журнале STRENGTH & HEALTH. Бодибилдинг становился достаточно популярным видом спорта, и Джон старался дать читателю информацию, основанную на его многолетнем опыте. Боба Хоффмана, издателя S&H, всегда больше интересовала тяжелая атлетика, чем бодибилдинг. И, поскольку линия журнала отклонялась от любимого Гримеком вида спорта, парни в Йорке решили запустить новый журнал.

В январе 1964года с печатных станков сошел первый номер журнала MUSCULAR DEVELOPMENT, его редактором был Джон Гримек. Как он утверждал во вступительной статье, его целью было удовлетворить «острую потребность в настоящем, правдивом и искреннем журнале по бодибилдингу». Еще 21 год он продолжал знакомить своих читателей с рубриками «Основы позирования» и «Отвечаем на Ваши вопросы по тренировкам».

После того, как он в течение многих лет возглавлял и способствовал становлению MD, Джон Гримек уволился в 1985 году. Он и его жена Энджела много путешествовали. Даже в возрасте за 80 лет он не обнаруживал признаков старости. Затем в начале 1998 года его мускулатура начала испытывать разрушающее действие возраста. Смещение тазобедренного сустава, казалось, доставило ему немало хлопот, но Джон продолжал тренироваться. 20 ноября 1998 года оборвалась жизнь этого великого человека. Он умер естественной смертью в своем доме в Йорке. Его уход из жизни стал огромной потерей для спортивного мира. Человека, который был физическим воплощением здоровья и мускулистости, который был нашим вдохновителем, уже нет среди нас.

То поклонение, с которым люди на протяжении многих лет относились к Джону Гримеку, вполне заслуженное. Этот силач из Пенсильвании внес огромный вклад в развитие бодибилдинга. Как автор и редактор, Джон был ярым пропагандистом бодибилдинга. Он испытывал явное удовольствие и гордость от того, что может помочь молодым атлетам достичь цели. Он всегда с удовольствием делился своими знаниями и поэтому стал одним из ведущих спортивных тренеров.

Как атлет он доказал, что даже такой великан может демонстрировать свою внешность грациозно, плавно и динамично. Великолепная координация и чувство равновесия позволяли ему использовать гимнастические движения, а благодаря невероятной гибкости он мог выгибаться, как акробат. Немногие позеры могли сравниться с ним, особенно когда он заканчивал программу выполнением шпагатов.

Гримек был первым, кто обладал такой невероятно огромной, невиданной ранее, мышечной массой. «Покажите мне человека, превосходящего Джона Гримека, - писал в 1942 году один из его знакомых, - хотел бы я посмотреть на него». Гримек изменил параметры оценки мускулистости для всего поколения.

Много лет назад Эрл Лейдерман писал, что Джон был «одной из ярчайших звезд на атлетическом небосклоне, затмевая большинство предшествующих и последующих светил... Оставленный им след будет еще долго существовать после того, как о всех нас забудут». Джон Гримек продолжает озарять мир бодибилдинга. Его сияние никогда не угаснет!

 Ссылки:
Liederman, Earle. Strong Men I Have Known. Vim . June 1940.
Venables, Gordon. John Grimek As I Know Him. Your Physique. April 1952.
Klein, Siegmund. Mr. America Contest. Strength & Health. July 1940.
Walsh, George. The Mr. Universe Contest. Strength & Health. October 1948.
Grimek, John. John Grimek, Mr. Universe, Comments. Strength & Health. November 1948.
Webster, David. Barbells and Beefcake. Irvine, Scotland. 1979.
Bowers, Greg. Legendary York Barbell Figure Dies. York Sunday News. November 22, 1998.
Леонид Остапенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий